Охрана трансграничных водно-болотных угодий

Раздел: «Оказание содействия Договаривающимся Сторонам»

Статья 5 Конвенции призывает Договаривающиеся Стороны консультироваться друг с другом в случае, когда водно-болотные угодья или водные системы входят в состав территории более чем одной Договаривающейся Стороны. Односторонние действия, предпринимаемые государствами, могут быть недостаточными для охраны водно-болотных угодий и управления ими, потому что:

  • многие водно-болотные угодья и водотоки пересекают национальные границы;
  • многие виды, обитающие на водно-болотных угодьях, являются мигрирующими;
  • для управления водно-болотными угодьями зачастую требуется обмен опытом между странами; и
  • для принятия мер по охране водно-болотных угодий в развивающихся странах зачастую требуется организация помощи в целях развития.

В целях оказания помощи Договаривающимся Сторонам в выполнении их обязательств в этой области, Секретариат:

  • осуществляет сбор информации о водно-болотных угодьях и водных системах, которые расположены на территории двух или более Договаривающихся Сторон, в случаях, когда в такие водно-болотные угодья или водные системы входит как минимум одно водно-болотное угодье, включённое в Список водно-болотных угодий международного значения;
  • рассматривает, по согласованию с Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных и другими секретариатами, соответствующую информацию с целью выявления популяций мигрирующих видов животных, распространённых на территории двух или более Договаривающихся Сторон, которые могут нуждаться в принятии мер по их охране, требующих согласования между двумя или более Договаривающимися Сторонами;
  • содействует, по согласованию с Договаривающимися Сторонами, заключению и выполнению двусторонних или многосторонних соглашений, касающихся водно-болотных угодий, расположенных вдоль миграционных путей перелётных птиц, которые пересекают территории двух или более Договаривающихся Сторон; и
  • докладывает о результатах такой деятельности на каждом заседании Конференции Договаривающихся Сторон.

Недавние примеры международного сотрудничества в рамках Рамсарской конвенции в отношении водно-болотных угодий и водных систем, расположенных на территории двух или более Договаривающихся Сторон и имеющих в своём составе Рамсарские угодья, включают в себя:

  • Создание Албанией, Грецией и Бывшей Югославской Республикой Македония трансграничного парка на озёрах Преспа [Prespa Lakes], инаугурация которого состоялась во Всемирный день водно-болотных угодий, 2 февраля 2000 г.
  • Импульс для сотрудничества в управлении водно-болотными угодьями Полесья, расположенных на территории Беларуси, Польши и Украины, был дан в мае 2002 г.
  • Усилия государств-членов Комиссии по бассейну озера Чад [Lake Chad Basin Commission] и Администрации бассейна реки Нигер [Niger Basin Authority], при содействии Глобальной программы сохранения пресных вод WWF и финансовой поддержке Глобального экологического фонда, объявить свои части этих крупных водосборных бассейнов водно-болотными угодьями международного значения и осуществлять сотрудничество по совместному управлению ими, особенно в рамках меморандумов о сотрудничестве, подписанных между Секретариатом Рамсарской конвенции и Комиссией по бассейну озера Чад и Администрацией бассейна реки Нигер в ноябре 2002 г.
  • «Трёхсторонняя Рамсарская платформа» для пойм рек Морава и Дыйе [Morava-Dyje Floodplains], подписанная Австрией, Чешской Республикой и Словацкой Республикой в августе 2001 г. — за оказанное содействие в реализации этого проекта, неправительственные организации Дафне [Daphne] в Словацкой Республике, Дистелверейн [Distelverein] в Австрии и Вероника [Veronica] в Чешской Республике совместно получили Рамсарскую премию за охрану водно-болотных угодий в 2002 г.

Трансграничные Рамсарские угодья

Все чаще Договаривающиеся Стороны Рамсарской конвенции объявляют свои новые и существующие Рамсарские угодья в качестве Трансграничных Рамсарских угодий, подразумевая, что экологически единый комплекс водно-болотных угодий простирается за пределы национальных границ, и Административные органы Рамсарских угодий в обоих или во всех государствах, на территории которых расположены эти угодья, официально договорились о сотрудничестве по управлению ими и уведомили Секретариат о таком намерении. Недавние примеры включают в себя:

  • только что упомянутое трёхстороннее Рамсарское угодье «Место слияния рек Моравы, Дыйе и Дуная» [Morava-Dyje-Danube Confluence], объявленное 30 июня 2004 г. в трёхстороннем порядке и состоящее из нескольких Рамсарских угодий, номинированных ранее отдельными странами: Донау-Марш-Ауэн [Donau-March-Auen], Низовья реки Лобау [Untere Lobau] (Австрия), Пойма реки Морава [Moravske luhy] (Словацкая Республика), Пойма низовья реки Дыйе [Mokrady dolmho Podyji] (Чешская Республика);
  • Долина От-Сюр [Vallee de la Haute-Sfire] — объявлена Рамсарским угодьем в двустороннем порядке 23 марта 2004 г. (Бельгия и Люксембург);
  • Система пещер Домица-Барадла [Domica-Baradla Cave System] — объявление Рамсарским угодьем 14 августа 2001 г. системы пещер Барадла и прилегающих водно-болотных угодий [Baradla Cave System and related wetlands] (Венгрия) и 2 февраля 2001 г. системы пещер Домица [Domica] (Словацкая Республика); и
  • Долина Верней Тисы [Upper Tisza Valley] — объявление Рамсарскими угодьями в двустороннем порядке 4 декабря 2004 г. участков Река Верхняя Тиса [Felso-Tisza (Upper Tisza )] (Венгрия) и Река Тиса [Tisa River] (Словацкая Республика).

Другие статьи: