Критерии выделения водно-болотных угодий международного значения

Раздел: «Оказание содействия Договаривающимся Сторонам»

Текст Конвенции (Статья 2.2) гласит, что:

«Водно-болотные угодья для Списка должны отбираться на основании их международного значения с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии» и указывает, что «в первую очередь в Список следует включать водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитаний водоплавающей птицы в любой сезон».

Процесс принятия конкретных критериев для выделения водно-болотных угодий международного значения начался в 1974 г., однако первые официальные Критерии были согласованы на КС-1 в 1980 г. В 1987 г. и 1990 г. Конференция Договаривающихся Сторон дополнительно пересмотрела Критерии, и на КС-6 в 1996 г. Стороны Конвенции добавили новые Критерии по рыбам. С принятием Стратегической схемы и указаний по дальнейшему формированию Списка водно-болотных угодий международного значения (приняты Резолюцией VII.11, 1999 г.) критерии были реорганизованы в две группы — исходя из репрезентативности/уникальности и биологического разнообразия, а на КС-9 (2005 г.) был добавлен девятый Критерий, относящийся к видам животных (кроме птиц), обитающих в водно-болотных угодьях.

Стратегическая схема содержит в себе широкий спектр указаний по последовательному применению Критериев. КС-8 (2002 г.) обратилась к Научно-техническому совету (НТС) с просьбой пересмотреть Критерии Рамсарской конвенции для выделения угодий международного значения в отношении индикативных компонентов биологического разнообразия, перечисленных в Приложении I к Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), особенно в отношении критериев и указаний по социально-экономическим и культурным характеристикам водно-болотных угодий, с целью возможного согласования критериев отбора участков с приоритетами КБР по охране участков.

Признавая, что могут возникнуть случаи, когда Рамсарское угодье было включено в Рамсарский список до принятия последней версии Критериев и может уже не удовлетворять ни одному из современных Критериев, или когда Рамсарское угодье со временем утратило свои экологические ценности, благодаря которым оно было первоначально включено в Рамсарский список, Секретариат Рамсарской конвенции, по согласованию с заинтересованной Договаривающейся Стороной, оценивает, какие меры могут понадобиться для продления, усиления или восстановления функций и ценностей водно-болотного угодья до такой степени, чтобы оно могло отвечать требованиям для включения в Рамсарский список. В тех случаях, когда отсутствует возможность для продления или усиления/восстановления функций или ценностей водно-болотного угодья, заинтересованная Договаривающаяся Сторона поручает Секретариату исключить этот участок из Рамсарского списка, а затем применяет положения о компенсации, предусмотренные в Статье 4.2 Конвенции.

На практике такие случаи имели место крайне редко. Стороны Конвенции приняли Указания по рассмотрению вопроса об исключении из Рамсарского списка или сокращении площади Рамсарского угодья, внесённого в Список, которые были приложены к Резолюции IX.6 (2005 г.), и в которых содержался анализ сценариев, при которых может возникнуть необходимость в исключении Рамсарского угодья из Списка или сокращении его площади, и тщательно описывалась процедура, состоящая из восьми этапов, которую Стороны Конвенции должны выполнить, если когда-либо возникнет такая необходимость.

Другие статьи: