Угодья, внесённые в Рамсарский список

Раздел: «Оказание содействия Договаривающимся Сторонам»

При присоединении к Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона обязуется выделить как минимум один участок для включения в Список водно-болотных угодий международного значения (" Рамсарский список"). Включение участка в Рамсарский список обеспечивает ему международное признание и служит воплощением обязательства правительства страны по принятию всех мер, необходимых для поддержания экологического характера угодья. В то время как внесение в Рамсарский список является подтверждением международного значения угодья, Статья 2.3 Конвенции устанавливает, что " включение водно-болотного угодья в Список не наносит ущерба исключительным суверенным правам Договаривающейся Стороны, на чьей территории оно расположено".

Ожидается, что после присоединения к Конвенции Договаривающиеся Стороны будут выделять дополнительные " подходящие" водно-болотные угодья для включения в Список (Статья 2.1) или расширять границы тех угодий, которые уже включены в Список. Стороны выбирают водно-болотные угодья на своих территориях на основе их международной значимости в точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии, причём такая значимость оценивается в соответствии с Критериями выделения водно-болотных угодий, имеющих международное значение. Информация о каждом угодье, внесённом в Список, вносится в Базу данных по Рамсарским угодьям, которая хранится, согласно договору с Конвенцией, в штаб-квартире Wetlands International.

На 7-ом заседании Конференции Договаривающихся Сторон (май 1999 г.) были приняты Стратегическая схема и указания по дальнейшему формированию Списка водно-болотных угодий международного значения, в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсар, Иран, 1971 г.) (Резолюция VII.11). Стратегическое видение Рамсарского списка, принятое в соответствии с этой схемой, с поправками, внесёнными Резолюцией IX.1, Приложение B (2005 г.), следующее:

Создать и развивать международную сеть водно-болотных угодий, имеющих большое значение для сохранения глобального биологического разнообразия и поддержания устойчивого человеческого существования, посредством поддержания компонентов водно-болотных экосистем, протекающих в них процессов и обеспечиваемых ими выгод/услуг.

Стратегическая схема устанавливает пять общих целей для Списка, а также конкретный целевой показатель: " Обеспечить к 2010 г., чтобы Список содержал в себе не менее 2500 угодий общей площадью 250 миллионов гектаров".

Водно-болотные угодья, которые вносятся в Рамсарский список, должны номинироваться национальным правительством, а именно органом национального правительства, который был уполномочен представлять страну при осуществлении Рамсарской конвенции, т. е. " Административным органом" (§ 3.4). Таким образом, создав новое Рамсарское угодье, национальное правительство берет на себя обязательство по " обеспечению охраны" этого угодья.

Стороны Конвенции имеют свой собственный порядок номинации потенциальных Рамсарских угодий на своей территории до принятия национального решения о включении угодий в Рамсарский список; гражданам и НПО, желающим включить водно-болотные угодья в Рамсарский список, рекомендуется связываться с Административным органом в своей стране на самом раннем этапе.

В процессе присоединения к Конвенции новая Сторона должна направить по дипломатическим каналам непосредственно Генеральному директору ЮНЕСКО (копию в Секретариат Рамсарской конвенции) информацию как минимум об одном водно-болотном угодье, которое удовлетворяет Критериям для внесения в Рамсарский список, вместе с картой с отчётливо обозначенными границами угодья. ЮНЕСКО, являющаяся Депозитарием Рамсарской конвенции, препровождает эту информацию в Секретариат Рамсарской конвенции вместе с официальным уведомлением о присоединении новой Стороны. Однако просьба принять к сведению, что документы обо всех последующих номинациях водно-болотных угодий для включения в Рамсарский список должны направляться Административным органом непосредственно в Секретариат Рамсарской конвенции — после присоединения Стороны ЮНЕСКО никоим образом не участвует в процедурах номинации угодий для Рамсарского списка. Передача информации о последующих новых номинациях по дипломатическим каналам может излишне усложнить и замедлить процесс рассмотрения документов по новым номинированным угодьям и добавления новых угодий в Список.

В виде исключения Договаривающаяся Сторона может, вследствие своих " настоятельных государственных интересов", вычеркнуть из списка или сократить границы водно-болотных угодий, которые уже внесены в Список (Статья 2.5 Конвенции). Однако Конвенция предусматривает, что такие исключения из Списка или сокращения размеров должны компенсироваться объявлением в качестве Рамсарского угодья другого водно-болотного угодья со схожими характеристиками в том же районе, или где-либо в другом месте (Статья 4.2). На практике имели место лишь единичные случаи сокращения границ угодий, а что касается участков, когда-либо исключённых из Рамсарского списка, положение о " настоятельных государственных интересах" к ним не применялось — таких участков было три, и они были объявлены Рамсарскими угодьями до принятия Критериев, а затем были определены как несоответствующие ни одному из них (в качестве компенсации в Рамсарский список были включены три новых участка). Резолюции VIII.20 (2002 г.) и IX.6 (2005 г.) содержат указания по толкованию этих вопросов.

В Резолюциях VII.11 (1999 г.) и VIII.10 (2002 г.) Договаривающиеся Стороны настоятельно рекомендовали использовать Стратегическую схему тем Сторонам Конвенции, которые стремятся к реализации стратегического видения Конвенции в отношении Рамсарского списка посредством создания и развития целостной международной сети важных водно-болотных угодий.

Кроме того, Стратегическая схема затрагивает вопрос, связанный с охраной водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и Рамсарским принципом " разумного использования"; содержит в себе указания по применению систематического подхода к выделению приоритетных водно-болотных угодий для включения в Рамсарский список; и уточняет Критерии выделения водно-болотных угодий международного значения (§ 4.3.1), а также указания по их применению и долгосрочные целевые показатели.

Была также разработана Система классификации типов водно-болотных угодий (§ 4.3.4), которая позволяет простым и последовательным образом вносить в Базу данных по Рамсарским угодьям информацию по различным типам водно-болотных угодий, расположенных в пределах одного участка.

Участки, включённые в Список, на которых произошло, происходит или может произойти изменение экологического характера угодья, могут вноситься соответствующей Договаривающейся Стороной в специальный реестр, известный как Протокол Монтрё (§ 4.3.5) и представляющий собой список Рамсарских угодий, нуждающихся в принятии приоритетных природоохранных мер. Эти участки имеют предпочтительное право применения механизма Рамсарской консультативной миссии (§ 4.3.6), при помощи которого Секретариат Рамсарской конвенции организует научно-технические миссии с целью поиска решений и предоставления консультаций соответствующим органам. Статья 3.2 Конвенции (§ 4.3.7) обязывает Стороны обеспечить получение информации о потенциальных изменениях экологического характера угодий, внесённых в Рамсарский список, и передавать такую информацию без промедления в Секретариат Рамсарской конвенции.

Создание реестра водно-болотных угодий (§ 4.2.2), основанного на самой лучшей научной информации, имеющейся на национальном и международном уровне, формирует эффективную основу для обеспечения включения в Рамсарский список максимального количества участков водно-болотных угодий и развития наиболее целостной сети водно-болотных угодий. Некоторые Договаривающиеся Стороны, такие как Нидерланды и Соединённое Королевство, использовали Критерии Рамсарской конвенции при национальной инвентаризации водно-болотных угодий, составили подробный список участков, удовлетворяющих этим Критериям, и в настоящее время последовательно номинируют участки для включения в Рамсарский список по мере выполнения всех формальностей на национальном уровне. Конференция Договаривающихся Сторон приняла Рамсарскую схему инвентаризации водно-болотных угодий (Резолюция VIII.6, 2002 г.) с целью оказания содействия Сторонам Конвенции в подготовке и осуществлении инвентаризации.

При получении соответствующей просьбы Секретариат и его технические партнёры могут оказать содействие Договаривающимся Сторонам и государствам, готовящимся к присоединению к Конвенции, в подготовке к инвентаризации, особенно тем государствам, в которых отсутствуют национальные научные реестры водно-болотных угодий. Договаривающимся Сторонам, создавшим национальные научные реестры, рекомендуется оказать техническую и/или финансовую поддержку государствам-членам Конвенции, не имеющим таких реестров.

Процедура номинации водно-болотного угодья для включения в Рамсарский список не требует, чтобы участок был ранее объявлен охраняемой территорией. Фактически, внесение участка в Рамсарский список, особенно в случае угодий, подвергающихся интенсивной эксплуатации человеком — либо для добычи ресурсов, либо для извлечения выгоды от использования естественных функций водно-болотных угодий — может обеспечить уровень охраны, необходимый для достижения долгосрочной устойчивости. Это наиболее эффективно достигается посредством подготовки и осуществления надлежащего плана управления при активном участии всех заинтересованных сторон.

Ведение Рамсарского Списка водно-болотных угодий международного значения осуществляется Секретариатом Рамсарской конвенции. Список составлен в алфавитном порядке названий государств-членов Конвенции, и содержит название, дату номинирования, местонахождение, общую площадь и географические координаты каждого Рамсарского угодья. Кроме того, Секретариат Рамсарской конвенции публикует аннотированную версию Списка, включая пункты с описанием каждого Рамсарского угодья — 420страничную версию (переиздаётся каждые три месяца) можно получить бесплатно в Секретариате Рамсарской конвенции, а непрерывно обновляемые тексты также доступны на веб-сайте Рамсарской конвенции.

На своём заседании в октябре 1996 г. Постоянный комитет предложил Сторонам Конвенции принять стандартный текст (переведённый на местный язык) для аншлагов, устанавливаемых на всех Рамсарских угодьях и выделяющих участок в качестве водно-болотного угодья, имеющего международное значение (§ 4.5.8).

Другие статьи: