Действия на конкретных водно-болотных угодьях

Раздел: «Оказание содействия Договаривающимся Сторонам»

a) Экологические аспекты

Поддержание экологических функций водно-болотного угодья требует применения комплексного бассейнового подхода к управлению, объединяющего в себе различные цели использования и виды деятельности, совместимые с устойчивостью.

Для обеспечения такого управления необходимо принять междисциплинарный комплексный подход, основанный на научных принципах биологии, экономики, политики и социологии. Необходимо также учитывать вопросы, вызывающие обеспокоенность на глобальном уровне, например, в отношении общих водно-болотных систем, общих видов, а также проблемы, связанные с глобальным изменением климата.

b) Деятельность человека

Для достижения разумного использования водно-болотного угодья таким образом, чтобы нынешнее и будущие поколения могли пользоваться его ресурсами и свойствами, необходимо добиться баланса, обеспечивающего сохранение типа водно-болотного угодья. Виды деятельности человека могут включать в себя следующие:

  • строгие меры охраны, не допускающие эксплуатации ресурсов;
  • эксплуатация ресурсов в небольшом объёме;
  • крупномасштабная устойчивая эксплуатация ресурсов;
  • активное вмешательство в водно-болотное угодье, включая восстановление.

Методы управления могут быть адаптированы к местным условиям с учётом местных традиций и культуры.

с) Создание комплексных планов управления

В дополнении к прочим директивным документам, описанным в данном Руководстве, Договаривающиеся Стороны приняли комплект дополнительных указаний и принципов по целому ряду проблем управления, с которыми сталкиваются Стороны Конвенции при создании планов охраны и разумного использования ресурсов водно-болотных угодий и осуществлении Рамсарской конвенции.

Новые указания по созданию планов управления Рамсарскими угодьями и другими водно-болотными угодьями

Признавая, что для сохранения водно-болотных угодий и разумного использования их ресурсов необходимо всеобъемлющее соглашение между различными управляющими, собственниками, арендаторами и прочими заинтересованными сторонами, и что процесс создания планов управления обеспечивает механизм для достижения такого соглашения, Договаривающиеся Стороны приняли первый комплект Указаний по созданию планов управления Рамсарскими угодьями и другими водно-болотными угодьями на КС-5 в 1993 г. (Резолюция 5.7). Эти указания оказались успешными с точки зрения их рационального и гибкого применения на водно-болотных угодьях многих различных типов и размеров, однако со временем стала очевидной необходимость в их пересмотре.

В течение трёхлетнего периода 1999-2002 гг. Научно-технический совет (НТС) разработал проект Новых указаний, в которых акцент делался непосредственно на сами планы управления, рассматриваемые как часть динамичного и непрерывного процесса планирования, и содержались дополнительные указания по оценке воздействия на окружающую среду, оценке социального и экономического воздействия и анализу эффективности затрат, зонированию и многоцелевому использованию, планированию и поддержанию буферных зон, а также применению осторожного подхода. Эти указания были приняты Сторонами Конвенции в соответствии с Резолюцией VIII.14 (2002 г.), с которой можно познакомиться в Руководстве Рамсарской конвенции по разумному использованию водно-болотных угодий (№ 16).

Указания по обеспечению участия местного сообщества и коренных народов в управлении водно-болотными угодьями в Рекомендации 6.3 (1996 г.) Договаривающиеся Стороны признали, что местные и коренные жители имеют особый интерес к обеспечению разумного управления водно-болотными угодьями, расположенными в пределах их регионов, и, в частности, что коренные жители могут обладать особыми знаниями, опытом и ожиданиями в отношении управления водно-болотными угодьями. Они также отметили, что разумное использование водно-болотных угодий окажет благоприятное воздействие на качество жизни местных и коренных жителей, и что эти жители, помимо участия в управлении угодьями, должны извлекать выгоды, получаемые в результате сохранения и разумного и устойчивого использования водно-болотных угодий.

Эта Рекомендация призвала Стороны Конвенции приложить конкретные усилия для поощрения активного и информированного участия местного и коренного населения, проживающего на территории участков, внесённых в Рамсарский список, и прочих водно-болотных угодий и их водосборных бассейнов, а также их непосредственного привлечения, посредством соответствующих механизмов, к управлению водно-болотными угодьями, и признать ценность знаний и практического опыта местного и коренного населения в области управления водно-болотными угодьями, приложив особые усилия для поощрения и облегчения их участия в разработке и реализации стратегий и программ, касающихся водно-болотных угодий.

Кроме того, КС-6 поручила Секретариату Рамсарской конвенции, после проведения консультаций с Всемирным фондом природы (WWF), Международным центром по водно-болотным угодьям [Kushiro International Wetlands Centre] (Куширо, Япония), некоммерческим объединением Институт озера Кадо [Caddo Lake Institute] (Техас, США), МСОП — Всемирным союзом охраны природы и другими НПО, обладающими соответствующим региональным и местным опытом, разработать критерии и указания для привлечения местных и коренных жителей к управлению водно-болотными угодьями и представить их на рассмотрение очередного заседания КС.

После трёхлетнего периода проведения сессий и рабочих семинаров по составлению проекта таких критериев и указаний, которые проходили под руководством Группы по выработке социальной политики МСОП [IUCN Social Policy Group] и других организаций, упомянутых выше, и при финансовой поддержке со стороны правительств Австралии, Швейцарии и Соединённого Королевства, делегаты КС-7 получили возможность рассмотреть содержательный справочный документ на технической сессии и ознакомиться с 23 исследованиями конкретных примеров со всего мира, а затем принять Указания (Резолюция VII.8) с целью оказания Сторонам Конвенции реальной помощи в реализации этой части принципа разумного использования водно-болотных угодий. Эти Указания доступны на веб-сайте Рамсарской конвенции и в Руководстве Рамсарской конвенции по разумному использованию водно-болотных угодий (№ 5).

Принципы и указания по восстановлению водно-болотных угодий

В Рекомендации 4.1 (1990 г.) отмечается, что «меры по поддержанию и сохранению существующих водно-болотных угодий всегда являются предпочтительными и более экономичными, чем их последующее восстановление», и «планы восстановления не должны ослаблять усилия по сохранению существующих природных экосистем». Как совершенно ясно показывает опыт, имеющиеся в настоящее время методы восстановления практически никогда не приводят к условиям, соответствующим условиям первозданных природных экосистем. Как следствие, необходимо избегать жертвования высококачественными местообитаниями или экосистемами в обмен на обещания их восстановления, кроме тех случаев, когда этого требуют важнейшие национальные интересы. Тем не менее, восстановление отдельных участков может способствовать текущему управлению существующими высококачественными водно-болотными угодьями посредством, например, улучшения общих условий водосборного бассейна и содействия совершенствованию управления водораспределением.

Признавая важность прошлого опыта в восстановлении водно-болотных угодий и возросший интерес к восстановлению у Сторон Конвенции, Рекомендация 6.15 (1996 г.) настоятельно рекомендовала «Научно-техническому совету (НТС), в сотрудничестве с Секретариатом, заинтересованными Сторонами и партнёрами, сформулировать указания по принципам восстановления водно-болотных угодий». НТС было поручено доработать эти инструменты и указания в соответствии с Резолюцией VII.17 (Восстановление как элемент национального планирования охраны и разумного использования водно-болотных угодий).

В течение трёхлетнего периода 1999-2002 гг. эксперты НТС и их партнёры разработали Принципы и указания по восстановлению водно-болотных угодий, которые были приняты Резолюцией VIII.16 (2002 г.) и включены в Руководство Рамсарской конвенции по разумному использованию водно-болотных угодий (№ 16), и создали мини веб-сайт, где содержатся дополнительные указания по инструментам и методам восстановления водно-болотных угодий, включая исследования конкретных примеров восстановления. Указания предусматривают поэтапную процедуру, включающую в себя выявление водно-болотных угодий, разработку и осуществление проекта восстановления.

Указания по распределению водных ресурсов и управлению ими в целях поддержания экологических функций водно-болотных угодий

В 2002 г. Конференция Договаривающихся Сторон, признавая «жизненно важный вклад, который во многих случаях вносят водно-болотные угодья в обеспечение распределения водных ресурсов, необходимых для благосостояния человека, в том числе для продовольственной и водной безопасности, а также в обеспечение защиты от наводнений и борьбы с нищетой», но в то же время «осознавая растущую потребность в ресурсах пресной воды во многих частях мира, а также угрозу, которую несёт в себе такой рост потребности для поддержания экосистемных функций водно-болотных угодий и их биологического разнообразия», приняла ряд указаний по распределению водных ресурсов (Резолюция VIII.1) и настоятельно рекомендовала Сторонам Конвенции использовать эти указания, адаптировав их, при необходимости, к национальным условиям. Указания начинаются с перечисления семи основных принципов, которые необходимо всегда принимать во внимание, а затем переходят к обсуждению шести областей распределения водных ресурсов и управления ими с указанием чётких шагов, которым должны следовать специалисты-практики. Указания подкрепляются вспомогательным справочным документом «Распределение водных ресурсов и управление ими для поддержания экосистемных функций водно-болотных угодий: процессы, стратегии и инструменты», проект которого был также составлен НТС и представлен на КС-8 для информации делегатов. Указания и вспомогательный справочный документ доступны в Руководстве Рамсарской конвенции по разумному использованию водно-болотных угодий (№ 8).

Указания по включению задач сохранения и разумного использования водно-болотных угодий в систему управления речными бассейнами

Речные или водосборные бассейны (территория, с которой вода по поверхности и подземным путём стекает в данную реку на всем её протяжении от истока до устья), а также приморские и морские системы, находящиеся под влиянием этих водосборов, являются важными географическими единицами, которые следует учитывать в процессе управления водно-болотными угодьями и водными ресурсами. В Резолюции VII.18 (1999 г.) КС приняла указания, затрагивающие как секторы правительства, занимающиеся непосредственно водно-болотными угодьями, так и другие секторы, которые занимаются другими, возможно, более общими вопросами планирования, по включению принципов сохранения и разумного использования водно-болотных угодий в процесс создания планов управления в отношении всего водосборного бассейна в целом, частью которого являются водно-болотные угодья.

В Указаниях рассматриваются такие вопросы, как усиление политики и законодательства с участием заинтересованных сторон и общественности, сведение к минимуму воздействия проектов землепользования и строительства водохозяйственных сооружений на водно-болотные угодья, поддержание естественных водных режимов и международное сотрудничество в отношении общих речных бассейнов. Документ под названием Управление речными бассейнами: дополнительные указания был разработан НТС и принят Резолюцией IX.1, Приложение Ci (2005 г.); Указания и Дополнительные указания можно найти в Руководстве Рамсарской конвенции по разумному использованию водно-болотных угодий (№ 7).

Принципы и указания по включению задач сохранения водно-болотных угодий в систему комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ)

Стороны Рамсарской конвенции признали важность обеспечения сохранности и разумного использования водно-болотных угодий в прибрежных зонах посредством полного объединения с процессами КУПЗ. Рекомендация 6.8 призвала Договаривающиеся Стороны принять и применять принципы стратегического планирования и комплексного управления прибрежными зонами для содействия принятию обоснованных решений по сохранению и разумному использованию прибрежных водно-болотных угодий, и в Резолюции VII.21 Договаривающиеся Стороны приняли решение пересмотреть и изменить существующие стратегии, которые оказывают негативное воздействие на прибрежные водно-болотные угодья, и принять меры для долгосрочного сохранения этих участков.

Принципы и указания, принятые Резолюцией VIII.4 (2002 г.), были разработаны НТС для того, чтобы сохранение и разумное использование прибрежных водно-болотных угодий рассматривалось в качестве необходимого фактора для устойчивого развития прибрежных зон, а не в качестве исключительно отраслевой проблемы охраны природы и охраняемых территорий, как это часто бывает. Принципы и указания можно найти в Руководстве Рамсарской конвенции по разумному использованию водно-болотных угодий (№ 10).

Указания по глобальному плану действий по торфяным болотам (GAP)

Эти Указания, проект которых был составлен НТС при активном содействии экспертов Международной группы по сохранению болот и Международного общества по торфу, формируют основу для разработки глобального плана действий в области охраны и рационального использования торфяных болот Сторонами Рамсарской конвенции, органами Конвенции, Международными организациями-партнёрами и другими организациями, занимающимися решением проблем, связанных с торфяными болотами. Они были приняты Резолюцией VIII.17 (2002 г.). В соответствии с требованием, содержащимся в этой резолюции, в конце 2003 г. был создан координационный комитет, состоящий из представителей заинтересованных правительственных и профессиональных организаций, занимающихся проблемами торфяных болот, для подготовки плана осуществления глобальных действий по торфяным болотам, и работа по подготовке такого плана продолжается в настоящее время.

Другие статьи: