Конференция Договаривающихся Сторон

Раздел: «Как работает Рамсарская конвенция?»

Конференция Договаривающихся Сторон (КС) является директивным органом Конвенции. Представители правительств каждой Договаривающейся Стороны встречаются каждые три года с целью получения национальных докладов за предшествующий трёхлетний период, утверждения рабочей программы и бюджетных планов на следующие три года и обсуждения рекомендаций и указаний Договаривающимся Сторонам по целому ряду текущих и возникающих проблем в области охраны окружающей среды. (В Статьях 6 и 7 Конвенции изложены обязанности Конференции).

Представители государств, не являющихся членами Конвенции, межправительственных учреждений, а также национальных и международных неправительственных организаций (НПО) могут принимать участие в таких заседаниях в качестве наблюдателей без права голоса. В Конвенции и «Регламенте заседаний» предусмотрена процедура голосования Договаривающимися Сторонами, однако на самом деле ни одно решение по основным вопросам не принималось путём голосования, все решения в конечном итоге принимались путём консенсуса.

Программа каждого заседания КС включает в себя ряд технических сессий, на которых анализируются важные текущие и возникающие проблемы в области охраны и разумного использования водно-болотных угодий, включая дальнейшее толкование и развитие основных концепций Конвенции и указаний для Договаривающихся Сторон по ключевым сферам осуществления Конвенции. Участники технических сессий представляют отчёты пленарному заседанию, на котором обычно принимаются резолюции и рекомендации. Заседания Конференции Договаривающихся Сторон Рамсарской конвенции зарекомендовали себя как высокоэффективные мероприятия, предоставляющие возможности для активного вовлечения и участия неправительственных и научных сообществ.

Протоколы каждого заседания Конференции Договаривающихся Сторон публикуются впоследствии Секретариатом Рамсарской конвенции, и совсем недавно они стали выпускаться на компакт-дисках.

Материалы заседаний, как правило, содержат в себе следующее:

  • итоговый отчёт о пленарных заседаниях;
  • резолюции и рекомендации, принятые Конференцией;
  • список участников;
  • (начиная с КС-8) Национальные доклады, представленные Сторонами;
  • прочие документы, представленные КС на рассмотрение или для информации.

Материалы всех заседаний Конференции Договаривающихся Сторон также размещаются на веб-сайте Рамсарской конвенции вместе с дополнительными материалами, включая фотографии, сделанные в ходе недавних заседаний.

Национальные доклады и «Инструмент национального планирования»

В Рекомендации 2.1 (1984 г.) содержится настоятельная просьба к Сторонам Конвенции представлять Национальные доклады (НД) в Секретариат не менее чем за шесть месяцев до начала каждого очередного заседания Конференции, и эта традиция до сегодняшнего дня ещё ни разу не нарушалась. По сравнению со всеми другими конвенциями в области охраны окружающей среды, у Рамсарской конвенции самый высокий процент представления НД — из 113 Сторон к моменту проведения КС-7 в 1997 г. 107 Сторон (97%) представили НД, причём 3 вновь присоединившиеся Стороны были освобождены от обязательства по представлению НД; из 133 Сторон к моменту проведения КС-8 в 2002 г. НД представили 119 Сторон (95%), а 8 Сторон, недавно присоединившихся к Конвенции, были освобождены от такого обязательства; на КС-9 в 2005 г., когда число Договаривающихся Сторон составляло 146, из которых 5 Сторон присоединились недавно и были освобождены от обязательства по представлению НД, 118 НД (84%) были получены своевременно для обсуждения на КС, и ещё несколько НД было получено после завершения КС!

Национальные доклады представляются на одном из трёх официальных языков и становятся документами публичного характера.

Они изучаются и обобщаются Секретариатом Рамсарской конвенции в форме региональных обзоров, которые представляются КС в качестве рабочих документов. Тексты самих Национальных докладов публикуются на веб-сайте Рамсарской конвенции, а их содержание анализируется и вводится в базу данных, которая позволяет составлять статистические отчёты об осуществлении Конвенции по широкому диапазону показателей.

Национальные доклады обеспечивают:

  • ценный обзор национального опыта стран;
  • непрерывный мониторинг осуществления Конвенции;
  • средства для обмена информацией о мерах, принимаемых для охраны водно-болотных угодий, любых возникающих проблемах и соответствующих решениях таких проблем.

Национальные доклады об осуществлении Конвенции структурируются в соответствии с текущим Стратегическим планом и содержат информацию об успехах каждой Договаривающейся Стороны, достигнутых в ходе выполнения Оперативных целей и соответствующих действий, предусмотренных таким планом.

Для каждого трёхлетнего периода Постоянный комитет принимает «Инструмент национального планирования / Формат национального доклада», который заблаговременно направляется Сторонам Конвенции до начала каждого заседания КС, причём цель этого документа состоит не только в стимулировании составления отчётов о прошлых достижениях, но и — что ещё более важно — в оказании содействия Сторонам в структурировании мероприятий в рамках Стратегического плана. Когда Инструмент национального планирования используется так, как это предусматривается КС, процесс составления национальных докладов для трёхлетнего периода становится менее обременительным для Сторон, поскольку требует лишь оперативного отчёта о своей текущей работе в фиксированный момент времени.

Очередные заседания Конференции Договаривающихся Сторон:

  1. Кальяри, Италия, 1980 г.
  2. Гронинген, Нидерланды, 1984 г.
  3. Реджайна, Канада, 1987 г.
  4. Монтрё, Швейцария, 1990 г.
  5. Куширо, Япония, 1993 г.
  6. Брисбен, Австралия, 1996 г.
  7. Сан-Хосе, Коста-Рика, 1999 г.
  8. Валенсия, Испания, 2002 г.
  9. Кампала, Уганда, 2005 г.
  10. Чангвон, Республика Корея, 2008 г.

Внеочередные заседания Конференции Договаривающихся Сторон:

  1. Париж, Франция, 1982 г.
  2. Реджайна, Канада, 1987 г.

Другие статьи: