Международные инициативы и соглашения, предусматривающие сохранение и устойчивое использование водно-болотных угодий в бассейне реки Амур

Бассейн реки Амур, расположенный на границе бореального и температно-лесного биомов, обладает самым большим после Миссисипи уровнем видового разнообразия в Северном полушарии. Повышенное внимание к бассейну реки Амур обусловлено целым рядом и других причин. В биогеографическом отношении, как показали имеющиеся исследования (Бочарников и др., 2002, 2004), Дальневосточный экорегиональный комплекс характеризуется высочайшей неоднородностью природных условий. Обширные горные поднятия сочетаются с не менее значимыми по площади и часто заболоченными понижениями.

Горно-таёжные хвойные леса, господствующие на севере, южнее сменяются смешанными и широколиственными лесами и лесостепями. Особые экосистемы сформировались на морском побережье на материковых и океанических островах. Освоенные районы с сильно трансформированными природными экосистемами чередуются с территориями, где практически «не ступала нога человека».

Река Амур заметно выделяется даже среди крупнейших рек мира, поскольку формирует среду обитания для более 130 видов пресноводных рыб, причём следует отметить, что 18 видов и один род в местной ихтиофауне эндемичны. Как выше было отмечено, именно долина реки Амур является важнейшим звеном в поддержании гнездовых популяций и в формировании принципиально важных мест остановок миллионов мигрирующих птиц. Более 95% популяции дальневосточного белого аиста, 2/3 материковой популяции японского журавля и примерно половина популяции даурского журавля гнездятся в пойме Амура. В то же время, масштабные проекты недавнего времени по осушению водно-болотных угодий, крупномасштабным рубкам леса, рисосеянию, а также лесные и травяные пожары, трансформация ландшафтов, перепромысел рыбы и загрязнение среды, резко усилившиеся в последние годы, постройка плотин на притоках Амура и многие другие факторы серьёзно угрожают существующему богатому видовому разнообразию флоры и фауны. Данная ситуация не осталась без внимания природоохранных органов, международных организаций и благотворительных фондов. Вполне очевидно, что для того чтобы обеспечить долгосрочное сохранение этой всемирно значимой пресноводной экосистемы, следует организовать тесное международное сотрудничество, спланировать и осуществлять комплекс эффективных природоохранных мероприятий. Попробуем восстановить очень кратко последовательность осуществления наиболее важных природоохранных инициатив в регионе.

Ещё в конце 1980-х гг. по инициативе Института водных и экологических проблем ДВО АН СССР был разработан первый вариант программы «Амур». Положения этой программы ещё в 1989 г. широко обсуждались на первом советско-китайском симпозиуме, организованном Амурским научным центром ДВО АН СССР. В следующий раз для обсуждения сотрудничества в бассейне р. Амур учёные и специалисты собрались на борту теплохода на Амуре в 1992 г. Программа, инициированная Социально-экологическим союзом, Международным фондом охраны журавлей и рядом других неправительственных организаций, также называлась «Амур». Многие мероприятия, предложенные в том документе, стали основанием для начала чрезвычайно важных исследовательских проектов, финансировавшихся через Общество сохранения птиц Японии, Токийский университет, Институт орнитологии Ямашина (Япония). В рамках этой инициативы был создан Муравьёвский парк устойчивого природопользования, ставший новой моделью сосуществования сельскохозяйственной деятельности и поддержания популяции журавлей.

В середине 1990-х гг. Российская академия наук снова пыталась возвратиться к наболевшей проблеме, но кризис в стране остановил масштабные исследовательские работы. В это время продолжались отдельные проекты, финансируемые неправительственными организациями, например, проект «Амур-2000» — так называлось международное совещание, организованное Всемирным фондом дикой природы (WWF) и Международным союзом охраны природы (IUCN), которое стало основой для разработки Стратегии сохранения дальневосточного аиста в России, Стратегии и плана действий неправительственных организаций (НПО) по сохранению пресноводных экосистем на Дальнем Востоке (Дарман, Вильямс, 2003).

Вышеперечисленные научные исследования и природоохранные мероприятия осуществлялись на фоне продолжающейся масштабной трансформации природной среды в бассейне реки Амур. Итогом многомиллионных вложений государства в центральные проектные институты стало появление Российско-китайской схемы комплексного использования Амура, предлагающей разделить акваторию реки и большинства её притоков на серию зарегулированных водных потоков, формирующих десятки водохранилищ (1993). Активные протесты общественности и целенаправленная деятельность Хинганского государственного заповедника предотвратили появление многих опасных проектов, тем не менее была спроектирована и построена Бурейская ГЭС. В этом проекте были повторены практически все ошибки строительства Зейского водохранилища, что привело к серьёзным экологическим последствиям. Не останавливаясь подробно на этих аспектах, следует отметить, что совместное воздействие этих проектов на природную среду региона до сих пор не определено, хотя существуют многочисленные свидетельства изменения гидрологического режима реки, непоправимого снижения ценности лугов и временных водоёмов вследствие осушения пойменных болот, зарастания стариц и озёр, многие их которых являются наиболее ценными водно-болотными угодьями бассейна Амура.

В этой связи, в 2003 г. по инициативе Правительства Хабаровского края и при поддержке WWF был создан Координационный комитет по устойчивому развитию бассейна Амура, который объединил шесть субъектов Российской Федерации, региональные и федеральные органы власти, научные учреждения и природоохранную общественность. В рамках этого комитета была начата разработка новой комплексной программы, долевое финансирование которой планируется как из бюджетов краёв и областей, так и из ФЦП «Экология и природные ресурсы России». Данная программа позже была доработана в соответствии с основными положениями региональной программы Дальневосточного отделения РАН «Комплексные исследования в бассейне р. Амур (2004-2008 гг.)», а также с учётом предложений, поступивших в рабочую группу по разработке программы от институтов ДВО РАН после рассмотрения и обсуждения общей концепции комплексных исследований в Амурском бассейне.

Программа комплексных исследований предполагает создание Амурской комплексной экспедиции и осуществление в полевые сезоны 2004-2007 гг. экспедиционных работ научными подразделениями ДВО РАН с возможным привлечением к участию в них отраслевых НИИ и ВУЗов. Их целью является комплексное изучение наиболее динамичных составляющих природных экосистем бассейна р. Амур и Амурского лимана — водной (в среднем и нижнем течении), пойменной (в нижнем течении), кедрово-широколиственной (в среднем и нижнем течении), степной (бассейны рек Шилки и Онона) и морской (Амурский лиман). С другой стороны, ЮНЕП, совместно с Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН и Дальневосточным отделением Всемирного фонда дикой природы — Россия, разработали международный проект «Комплексное управление бассейном Амура», который в настоящее время находится на рассмотрении Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Глобального экологического фонда (GEF). Таким образом, целенаправленными усилиями научных, общественных организаций и государственных структур в последние годы удалось добиться включения реки Амур в природоохранные приоритеты мирового уровня.

Здесь следует оговориться, что широкомасштабная программа природоохранной деятельности по Амуру невозможна без адекватного участия КНР и Монголии, что требует регулярных переговоров на высшем уровне. Создание российско-китайской комиссии по трансграничным водам может послужить основой для создания Амурской бассейновой комиссии. В последнее время несколько активизировалась работа по другим международным соглашениям: в октябре 2003 г. была проведена встреча, посвящённая выполнению Российско-Японской конвенции по охране перелётных птиц, а в январе 2004 г. — по аналогичной конвенции между Россией и Республикой Кореей.

В настоящее время основными направлениями международного сотрудничества в области сохранения водно-болотных угодий Амура как местообитаний водоплавающих и околоводных птиц являются следующие:


— учёты водоплавающих и околоводных птиц в долине Уссури и на горных реках Сихотэ-Алиня (проводятся Биолого-почвенным институтом ДВО РАН совместно с японскими исследователями из университета в Саппоро);

— учёты и радиотрекинг журавлей и аистов (проводятся Хинганским заповедником совместно с Токийским университетом);

— разведение журавлей (проводится Хинганским заповедником совместно с Ассоциациями зоопарков Европы и США);

— реинтродукция дальневосточного аиста (проводится Хинганским заповедником совместно с Центром ре
интродукции Республики Корея и Болоньским заповедником совместно с Центром аиста в г. Тойека, Япония);

— исследования динамики экосистем озера Ханка (проводятся Ханкайским заповедником совместно с Лесной администрацией КНР);

— восстановление гнездовых местообитаний дальневосточного аиста (проводится Ханкайским заповедником при финансировании Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы — Россия).


Большие усилия прилагаются Дальневосточным отделением Всемирного фонда дикой природы — Россия для создания кадастра водно-болотных угодий Амура, эта деятельность осуществляется совместно с Российской программой Международной организации по водно-болотным угодьям (Wetlands International). Следует отметить, что на основе применения геоинформационных технологий и активного использования данных дистанционного зондирования Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН, с российской стороны, и Japan National Institute of Environmental Studies, с японской стороны, создаётся ГИС водно-болотных угодий Амура. В дальнейших планах предусматривается осуществление Программы сохранения пресноводных экосистем Амура совместно с WWF China; а также создание трансграничного биосферного резервата в низовьях реки Туманной совместно с Корейским офисом ЮНЕСКО.

Предполагается, что в ближайшие три года будет осуществлён ряд адресных мероприятий, соответствующих утверждённым элементам рабочих программ по биоразнообразию пресноводных и горных экосистем и охраняемым природным территориям, а также обязательствам, взятым по целому ряду международных соглашений.

Ниже мы приводим перечень международных конвенций, региональных и двусторонних соглашений и инициатив, имеющих отношение к сохранению водно-болотных угодий российского Дальнего Востока:


— Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971);

— Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, Мехико, Москва, Вашингтон, 1972);

— Конвенция по международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС; Вашингтон, 1979);

— Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992);

— Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Хельсинки, 1992);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» (Пекин, 1996);

— Азиатско-Тихоокеанская стратегия охраны перелётных водно-болотных птиц на 2001-2005 гг.


Широко известно, что саммит в Рио-де-Жанейро (1992) ознаменовал начало новой эпохи для международного сообщества — именно тогда впервые официально была подтверждена острая необходимость смены принятой в мире ресурсной парадигмы. В значительной степени и во многих регионах мира это относится и к использованию и сохранению водно-болотных угодий. С начала эпохи «устойчивого развития» прошло более десяти лет, и итоги этого процесса, обозначенного как «период перехода к устойчивому развитию» были подведены в Йоханнесбурге (август — сентябрь 2002 г.). Состоявшиеся на форуме дискуссии подтвердили, что проблематика биоразнообразия должна занять одну из важнейших позиций в практике реализации принципов устойчивого развития в этом тысячелетии. Это нашло своё отражение в принятой в Южной Африке Декларации по устойчивому развитию и сопутствующем ей документе — Плане действий.

Само понятие биоразнообразия становится все более привычным для лиц, принимающих решения. Конференция Сторон Конвенции о биологическом разнообразии за весь период своего существования приняла уже более 125 решений. Был обозначен и утверждён перечень основных обязательств, которые должны признавать Стороны конвенции. Эти обязательства включают следующие ключевые позиции (Сохранение жизни..., 2000):


— определение и мониторинг важнейших компонентов биологического разнообразия, которые нуждаются в сохранении и устойчивом использовании;

— организация сети охраняемых районов для сохранения биологического разнообразия и содействие экологически грамотному развитию на прилегающих к этим территориям участках;

— реабилитация и восстановление в союзе с местными жителями деградировавших экосистем и содействие восстановлению находящихся в опасности видов, сообществ и экосистем;

— обеспечение уважения, защиты и поддержания традиционных знаний об устойчивом использовании биологического разнообразия на основе привлечения к этому процессу местных общин и коренного населения;

— предотвращение интродукции чужеродных (интродуцированных, экзотических, несвойственных) видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или отдельным видам, контроль или устранение таких видов;

— обеспечение мер предосторожности в отношении организмов, подвергшихся изменениям, благодаря применению биотехнологий и генной инженерии;

— вовлечение широкой общественности в природоохранные процессы, особенно в ситуациях, где требуется оценка экологического воздействия реализации масштабных экономических проектов, угрожающих биологическому разнообразию;

— развитие просветительской деятельности и повышение уровня информированности общества о значении биологического разнообразия и необходимости его сохранения;

— подготовка и представление каждым государством отчётов о достижениях по исполнению мероприятий, взятых на себя в рамках Конвенции по биологическому разнообразию.


На основе вышеприведённых принципов должны устанавливаться приоритеты для выполнения решений Конвенции по биологическому разнообразию на национальном уровне. Необходимо сформировать и основные направления природоохранной политики в отношении водно-болотных угодий Дальнего Востока России.

Также смотрите следующие разделы: