Обзор водно-болотных угодий юга Российского Дальнего Востока

Дальневосточный регион имеет обширный выход в Мировой океан. На морском побережье протяжённостью около 20 тыс. км, от Посьета (Приморский край) до Тикси (Республика Саха-Якутия) расположено 30 крупных морских портов и около 300 небольших портов и портовых пунктов. Портовые мощности Дальнего Востока достигают 40% от всех российских, а зоны морских перевозок из этих портов охватывают не только весь тихоокеанский бассейн, но и значительную часть бассейна Северного Ледовитого и Индийского океанов, выходя в бассейн Атлантики. Государственная граница России на Дальнем Востоке (сухопутная и морская) пересекает бассейны рек Амура, Уссури и Туманной, оз. Ханка и его бассейн, а также акватории Японского, Охотского и Берингова морей. В пределах бассейнов рек, озёр и морей многие природные процессы и ресурсы тесно взаимосвязаны. Добыча полезных ископаемых и использование природных ресурсов в одной зоне бассейна одной из стран может приводить к их существенному изменению и сокращению в иных частях бассейна и в других странах. Вредное техногенное воздействие на природную среду в одном районе может передаваться на другие районы и страны, и их природные ресурсы. Трансграничный перенос техногенных загрязнений в наиболее полном виде реализуется в границах единых географических систем (бассейны рек, озёр, морей).

В этой связи отдельные варианты масштабного освоения природных ресурсов таких геосистем в той или другой отдельно взятой стране могут привести к острым экономическим, экологическим, а в ряде случаев и к геополитическим проблемам между Россией и её соседями. В этих условиях необходимы совместная разработка и реализация комплексный международных программ развития и природопользования в сопредельный приграничных регионах, а в последующем — международный контроль за выполнением таких программ, включая совместный экологический мониторинг.

К неблагоприятным воздействиям геополитических факторов для долгосрочного развития региона отнесены большие различия в политических системах России и стран-соседей, наличие значительных трансграничных градиентов, а также ряда сложных, нерешённых геополитических проблем. Неблагоприятное воздействие могут оказывать и усиливающиеся геополитические интересы ряда стран к ресурсонасыщенным районам и морским запасам региона, например, нефтегазоносным районам Якутии, Охотского моря и арктического шельфа, а также рыбопромысловым зонам Охотского и Берингова морей.

В будущем возможно усиление противоречий в пересечении геополитических интересов разных стран, появление конфликтных ситуаций и даже новых геополитических проблем. Таким образом, по общему балансу современное геополитическое положение российского Дальнего Востока нельзя оценивать как хорошее, или благоприятное. В то же время геополитические функции Дальневосточного региона России в обеспечении национальной безопасности и суверенитета России должны укрепляться и усиливаться.

Дальневосточный федеральный округ является самым крупным регионом России по площади, составляя 36,4% территории России, при этом удельный вес населения региона составил на начало 1999 г. 5% численности населения России. Не удивительно, что Дальневосточный регион (ДВР) занимает скромное место в социально-экономической сфере: объем суммы ВРП субъектов Дальневосточного региона составляет немногим более 6% (1998 г.) от общей суммы ВРП регионов России (вместе с Забайкальем — более 8%). Доля промышленности ДВР в производстве России составляла в 1998 г. 4,3%, а удельный вес продукции сельского хозяйства — около 5% (1997 г.). Эти данные говорят о том, что в регионе высока (по сравнению со среднероссийской) доля третичного сектора (различных услуг, в том числе финансовых, транспорта и связи).

Ниже пойдёт речь о южной части Дальнего Востока в границах, обозначенных в известной одноимённой коллективной монографии (1969): Амурская, Еврейская автономная и Сахалинская области, Хабаровский и Приморский края. Общая площадь этого региона — 1 441,3 тыс. км2. Перечисленные субъекты Российской Федерации чрезвычайно разнообразны по условиям жизни и хозяйствования. Природные ресурсы, человеческий капитал, технология, инфраструктура весьма неоднородны и очень неравномерно рассредоточены по территории этого огромного региона. Это создаёт очень разнообразные условия для менеджмента и сохранения экологических функций водно-болотных угодий.

В тройку регионов, наиболее обеспеченных природными запасами (в расчёте на 1 км2), входят Приморский и Хабаровский края и Сахалинская область. Эти же субъекты Российской Федерации занимают наиболее выгодное территориально-географическое положение. Интегральный рейтинг демографического потенциала показал, что наиболее благоприятная демографическая ситуация в 2001 г. сложилась в Приморском крае, лидирующем по численности населения, и имеющем высокие коэффициенты рождаемости и относительно низкие младенческой смертности. Здесь же имеется и значительный трудовой потенциал и, как следствие, высока доля экономически активного населения в общей численности населения, что может служить резервом для расширения и наращивания производства в отраслях экономики. Несколько иная картина наблюдается относительно географии производственного потенциала. По этому показателю выделяются Хабаровский край и Сахалинская область. Это регионы с ярко выраженным добывающим и экспортно-ориентированным производством.

По характеру экономического развития территорию юга Дальнего Востока можно разделить на две зоны: южную и северную. Южная зона, в состав которой входят Приморский край, южная часть Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, — это наиболее развитая в экономическом отношении часть. Основу её хозяйства составляют море- (рыбо-), лесо- и горнопромышленные комплексы, а также сектор услуг. В состав северной зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Для неё характерна определённая стабилизация объёмов промышленного производства, приоритетное положение занимает также добывающая промышленность. Наибольшая доля в суммарном ВРП юга Дальнего Востока приходится на Приморский и Хабаровский края.

Социальные показатели экономики ДВР отражают сложности, характерные для всей экономики России. Уровень безработицы высок и значительно различается по регионам. Доля экономически активного населения, проживающего на Дальнем Востоке, составила на начало 1998 г. 5% экономически активного населения России. Структура занятости в экономике отражает общую для России тенденцию к деиндустриализации экономики: доля занятых в промышленности и строительстве в 1997 г. составила около 30%, доля занятых в сельском хозяйстве — около 6%, а в сфере услуг — более 60%.

Дальневосточный регион богат природными ресурсами, во многом уникальными. На Дальнем Востоке находятся крупнейшие запасы традиционного сырья, по которым регион занимает ведущее место в России. Это минеральные ресурсы: сурьма, бор, олово, плавиковый шпат и ртуть, а также вольфрам, железная руда, свинец, самородная сера и апатит. Кроме этого, дальневосточный регион является одним из важнейших золотоносных районов России. Рудные и россыпные месторождения золота сосредоточены на севере Амурской области и в Хабаровском крае.

Из топливно-энергетических ресурсов имеются крупные месторождения нефти, газа, каменного и бурого углей. Основные запасы нефти и газа залегают на шельфе о. Сахалин, а каменного угля — в южном Приморье, на юге о. Сахалин и на севере Амурской области. Помимо этого, существуют запасы нерудного сырья (известняки, мергель, огнеупорные глины, кварцевые пески, сера, графит).

Во всех административных территориях ДВР имеются высокоэффективные пищевые и лечебные минеральные воды. Наиболее известны минеральные воды курортов Шмаковка (Приморский край) и Кульдур (Еврейская АО). С вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров. Вода горячих источников содержит цинк, сурьму, мышьяк. Она имеет лечебное значение и открывает большие возможности для создания курортной базы. Гидроэнергетический потенциал дальневосточных рек составляет по отдельным оценкам более 200 млрд. кВт/ч (около 40% общероссийского), но освоен менее чем на 5-6%.

Важными биологическими ресурсами являются рыба и морепродукты, причём характерно большое видовое разнообразие биологических ресурсов и наличие особо ценных в пищевом отношении видов рыб, других морских животных и водорослей. В прилегающих к Дальнему Востоку морях концентрируются крупнейшие в мире запасы лососёвых рыб (кета, нерка, чавыча) и тресковых рыб (треска, минтай, навага, хек). Здесь обитают тюлени, моржи, котики, заходит несколько видов китов.

Велики на Дальнем Востоке и запасы лесных ресурсов, составляющие не менее трети общероссийских. Значительные площади заняты насаждениями с преобладанием лиственницы, ели, пихты, сосны, кедра, дуба, берёзы и осины. Из так называемых нетрадиционных ресурсов нужно отметить уникальные виды лекарственно-технического сырья (женьшень, элеутерококк, аралию маньчжурскую и др.), а также биологические ресурсы (около 40 видов пушных зверей и охотничье-промысловых видов птиц).

Географическое положение и связанные с ним природные условия ограничивают развитие сельского хозяйства на большей части территории Дальнего Востока. По данным на 1997 г., продукция сельского хозяйства в регионе составляла только 5% валовой продукции этой отрасли в масштабах России. В земельном фонде ДВР, составляющем более 600 млн. га, преобладают три типа угодий: леса (44%), оленьи пастбища (30%) и малопродуктивные земли (22%). Сельскохозяйственные угодья составляют не более 1% всех земельных ресурсов и сосредоточены, главным образом, на юге региона.

Поскольку условия для достижения самообеспеченности регионов основными продуктами питания недостаточно благоприятны, даже в южной части Дальнего Востока сельское хозяйство специализируется на производстве мало- и нетранспортабельных (скоропортящихся) продуктов. Большое значение в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции стали играть личные подсобные хозяйства населения.

Доля животноводства составляет более 60% от производства всей продукции сельского хозяйства. В состав отрасли входят молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство (яичное и бройлерное), оленеводство (северное и пантовое), пчеловодство, в личных хозяйствах разводят кроликов и овец. Выпуск животноводческой продукции на душу населения, в отличие от растениеводства, распределён по территории ДВР пропорционально численности населения. Промышленное животноводство в регионе базируется на крупных высокомеханизированные предприятиях. Развито звероводство, созданы зверофермы и зверопитомники, однако, в последние годы количество разводимых здесь норок и пятнистых оленей катастрофически сократилось.

Из-за особенностей географического положения, экономической специализации и характера производства важную роль в экономике Дальневосточного региона играет транспорт, создавая более 10-15% суммарного ВРП. Транспортные издержки стали основным фактором дезинтеграции с европейской частью России в течение 1991-1998 гг. и причиной неконкурентоспособности внутреннего промышленного производства региона.

Особенностью транспортного сектора является его ориентация на транзитные перевозки грузов, что составляет более 80% перевозок железнодорожного и морского транспорта. Это внешнеторговые перевозки из других регионов России и стран СНГ в государства азиатско-тихоокеанского региона (АТР), а также межконтинентальный контейнерный транзит АТР — Западная Европа.

За 1990-е гг. произошли значительные сокращения объёмов перевозок грузов и пассажиров, а также изменения в структуре перевозок и удельном весе каждого вида транспорта. Основной тенденцией является относительный рост доли перевозок иностранными фрахтователями на морском транспорте при абсолютном снижении объёмов. Наибольшее абсолютное падение объёмов перевозок и, соответственно, снижение удельного веса испытал автомобильный транспорт и речной флот.

В регионе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный транспорт. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов. Основные железнодорожные пути проходят по центральной и южной части Дальнего Востока. Это восточные участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Конечные участки Транссиба и БАМа выходят к морским портам региона: Ванино, Владивостоку, Восточному, Зарубино, Находке, Посьету, Советской Гавани. Ряд участков Транссиба также связан с северовосточными провинциями Китая.

Общая протяжённость дорог — около 9 тыс. км, при этом плотность путей сообщения (средняя протяжённость на 10 тыс. км2) по регионам Дальнего Востока различна. Наибольшая плотность железнодорожных путей в Приморском крае (более 100 км на 10 тыс. кв. км) и на Сахалине (более 120 км на 10 тыс. кв. км), что выше, чем в среднем по России примерно в 2 раза. Более 70% грузовых железнодорожных перевозок приходится на внешнеторговые связи.

В значительном объёме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного экономического района осуществляются морским транспортом. На него приходится до 15% всех грузовых перевозок. За последние годы общее количество и дедвейт судов значительно снизился. В основном флот представлен сухогрузными судами (контейнеровозы, рефрижераторы, лесовозы, балкеры, ролкеры, паромы и др.), но также есть танкеры и ледоколы. Более 50% всех внешнеторговых морских перевозок осуществляется зарубежным флотом, в который входит немало российских судов, поменявших флаг на «удобный».

На побережье региона расположено более 30 морских портов, обеспечивающих непосредственный выход на страны АТР. Среди них наибольшее значение имеют 10 крупных портов, осуществляющих круглогодичную навигацию: в Приморском крае — Владивосток, Восточный, Находка, Посьет, Хасанский (п. Зарубино); в Хабаровском крае — Ванино; на острове Сахалин — Холмск и Корсаков. Эти порты пропускают более 90% всего грузооборота ДВР.

Транзитно-перевалочные функции в основном выполняют четыре порта, имеющие прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали: Ванино, Владивосток, Восточный, Находка. Доля транзитных грузов в них превышает 80% от общего грузооборота, так как через эти порты проходит главный внешнеторговый грузопоток России со странами АТР.

За 1990-е гг. грузооборот морских портов значительно сократился (в среднем в 2-3 раза). Наибольшее сокращение произошло в портах южных районов Дальнего Востока и портах Крайнего Севера из-за значительного сокращения объёмов каботажных перевозок.

В состав речного транспорта на юге Дальнего Востока входит только одна крупная судоходная компания (Амурское пароходство), речные порты, судоремонтные и судостроительные верфи, ряд мелких акционерных агентских компаний. В состав транспортного флота входят суда различного назначения, в том числе универсальные многоцелевые суда смешанного плавания «река-море».

Амурское речное пароходство осуществляет перевозки в бассейне реки Амур (Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области). Общая протяжённость судоходных путей составляет около 5 тыс. км. Наиболее крупные речные порты — Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Свободный, Поярково — имеют железнодорожные подходы. Порты-пункты бассейна р. Лены, расположенные на территории Хабаровского края, обслуживаются Ленским речным пароходством.

Воздушный транспорт играет исключительно важную роль в жизни ДВР, особенно в труднодоступных районах на севере региона, где отсутствует железнодорожный и автомобильный транспорт. Он связывает регион с другими районами России, используется для внутрирайонных перевозок, а также обеспечивает международные связи.

Аэропорты всех административных центров открыты для внешних рейсов, и с 1991 г. объёмы перевозок по зарубежным направлениям (США, Южная Корея, Австралия и другие) составляют значительную часть пассажирооборота.

Объёмы перевозок автомобильным транспортом составляют значительную часть пассажиро- и грузоперевозок региона, а в отдельных районах (где отсутствует железнодорожный транспорт) является доминирующим. Тем не менее, автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет около 25 тыс. км, из которых на южную часть Дальнего Востока приходится более 70%. Только недавно сдана первая очередь автодороги «Амур», связавшей Дальний Восток (г. Хабаровск) с Сибирью и европейской частью страны. Важными для инфраструктуры региона являются также автодороги Невер — Якутск, Хабаровск — Владивосток, Хабаровск — Космомольск-на-Амуре — Николаевск-на-Амуре. На севере в качестве транспортных средств используются вездеходы, а коренными жителями и олени.

Также смотрите следующие разделы:


авиабилеты на рейсы Utair