Почему страны присоединяются к Рамсарской конвенции?

Раздел: «Рамсарская конвенция»

Членство в Рамсарской конвенции:

  • влечёт за собой одобрение принципов, заложенных в Конвенции, и принятие соответствующих обязательств, разработку политических мер и действий на национальном уровне, в том числе законодательства, которое содействует наиболее оптимальному использованию национальных ресурсов водно-болотных угодий в целях обеспечения устойчивого развития;
  • предоставляет возможность странам быть услышанными на главном межправительственном форуме по охране и разумному использованию водно-болотных угодий;
  • обеспечивает широкую известность и престиж водно-болотных угодий, номинированных для внесения в Список водно-болотных угодий международного значения, и, таким образом, усиливает возможности оказания поддержки мерам по их охране и разумному использованию;
  • обеспечивает доступ к последней информации и рекомендациям по принятию международно-признанных стандартов Конвенции, таких как критерии выделения угодий, имеющих международное значение, рекомендации по применению концепции разумного использования и указания по созданию планов управления водно-болотными угодьями;
  • обеспечивает доступ к экспертным рекомендациям по национальным и местным проблемам, связанным с управлением водно-болотными угодьями и их охраной, посредством контактов с персоналом и партнёрами Секретариата Рамсарской конвенции и посредством использования механизма Рамсарской консультативной миссии, когда это целесообразно;
  • поощряет международное сотрудничество по вопросам, связанным с водно-болотными угодьями, и обеспечивает возможность оказания поддержки проектам в области охраны и разумного использования водно-болотных угодий, либо посредством собственных программ Конвенции по оказанию содействия из средств фонда малых грантов, либо посредством контактов Конвенции с многосторонними и двусторонними агентствами по оказанию внешней помощи.

Согласно Национальным докладам, представляемым Договаривающимися Сторонами, Конвенция часто использовалась в качестве эффективного инструмента для прекращения или предупреждения процессов, оказывающих негативное воздействие на водно-болотные угодья. Ниже приведены некоторые примеры:

  • внесение изменений в план развития территории, прилегающей к Рамсарскому угодью Окерсвика [Akersvika] в Норвегии, что привело к усилению охраны угодья, увеличению его размера и расширению буферной зоны (1992 г.);
  • замена проекта добычи тяжёлых металлов в дюнах на Рамсарском угодье Сент-Люсия [St. Lucia] в Южной Африке экологически благоприятными альтернативными планами развития (1996 г.);
  • меры по прекращению незаконного ведения сельского хозяйства, имевшего негативное воздействие на болото Нарива [Nariva Swamp] в Тринидаде и Тобаго, и разработка плана комплексного управления этим угодьем (1996 г.);
  • отказ от планов строительства свалки мусора на участке в Фуджимае [Fujimae], последней сохранившейся крупной литоральной системе водно-болотных угодий недалеко от г. Нагоя в Японии, когда в 2001 г. власти города приняли решение об объявлении участка Фуджимае Рамсарским угодьем;
  • отказ от планов строительства крупного нового аэропорта на территории Рамсарского угодья Клиф Маршез [Cliffe Marshes], находящегося в устье реки Темзы в Англии, когда в декабре 2003 г. правительство Соединённого Королевства пришло к заключению, что «международный статус, которым обладают некоторые местообитания, ... означает, что любое потенциальное неблагоприятное воздействие требует от правительства продемонстрировать, что оно рассмотрело все разумные альтернативы. С учётом проведённых консультаций, правительство удовлетворено наличием разумных альтернатив участку Клиф».

Многие Стороны Конвенции отметили, что большую помощь в деле сохранения водно-болотных угодий оказало их включение в Протокол Монтрё, т.е. в список Рамсарских угодий, нуждающихся в приоритетном внимании (§ 4.3.5). Например:

  • На оазис Азрак [Azraq Oasis] в Иордании оказали благоприятное воздействие включение в Протокол Монтрё и организация соответствующей Рамсарской консультативной миссии, которая была направлена сюда ещё в 1990 г. с целью изучения угроз водно-болотному угодью и разработки рекомендаций. Его статус Рамсарского угодья также сыграл важную роль в одобрении проекта, финансировавшегося Глобальным экологическим фондом (ГЭФ).
  • Австрийский Рамсарский комитет отметил в 1996 г., что включение Рамсарского угодья Донау-Марш-Ауэн [Donau-March-Auen] в Протокол Монтрё и организация Рамсарской консультативной миссии в 1991 г. оказали благоприятное воздействие на экологический характер угодья. Был составлен план разумного использования угодья в тесном сотрудничестве с неправительственными организациями, и от Европейской комиссии были получены средства гранта в рамках программы LIFE для финансирования работ по управлению водно-болотным угодьем.
  • На основании результатов исследований, проведённых первой Рамсарской консультативной миссией в 1992 г. с целью выработки рекомендаций по устранению негативных изменений экологического характера природного резервата Сребырна [Srebarna Nature Reserve] в Болгарии, этот участок, являющийся Рамсарским угодьем и объектом всемирного наследия, был внесён в Протокол Монтрё, и административные органы приступили к выполнению рекомендаций. Фондом малых грантов Рамсарской конвенции были выделены средства для разработки плана управления угодьем, и в октябре 2001 г. вторая миссия, в работе которой принимали участие представители МСОП и Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, наблюдала «стабильную и устойчивую тенденцию к улучшению экологического характера» и пришла к заключению, что «Болгария проявила решительность, обеспечила законодательную основу, научный и управленческий потенциал и поддержку общественности для достижения цели сохранения» ценностей водно-болотного угодья. Миссия рекомендовала, чтобы после предоставления дополнительной информации административные органы начали процедуру по исключению резервата Сребырна из Протокола Монтрё и Списка объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.
  • Озеро Чилика [Chilika Lake], крупнейшая лагуна на восточном побережье Индии, было объявлено Рамсарским угодьем в 1981 г. Из-за серьёзной деградации, вызванной, главным образом, заилением и засорением входного канала морской воды, что привело к быстрому размножению инвазивных пресноводных видов, сокращению продуктивности рыб и общей утрате биологического разнообразия, в 1993 г. озеро Чилика было включено в Протокол Монтрё. Администрация по развитию Чилика, созданная в 1992 г., осуществила программу действий с целью восстановления экосистем и улучшения социально-экономических условий местных общин. Работы по восстановлению лагуны Чилика осуществлялись при активном участии общин, во взаимодействии с различными национальными и международными учреждениями и с использованием комплексных систем мониторинга и оценки. В 2001 г. Рамсарская консультативная миссия посетила этот участок и пришла к выводу о необходимости его исключения из Протокола Монтрё при условии, что меры по управлению участком будут продолжать осуществляться и подвергаться мониторингу. Этот случай является наглядным примером того, как включение угодья в Протокол Монтрё может использоваться для стимулирования мер по исправлению изменений экологического характера и для улучшения социально-экономических условий населения, проживающего на водно-болотном угодье или поблизости от него. В 2002 г. Администрации по развитию Чилика была вручена Рамсарская премия за охрану водно-болотных угодий за её новаторские усилия.

Водно-болотные угодья не обязательно должны иметь международное значение, чтобы Рамсарская конвенция могла сыграть роль в их сохранении и разумном использовании. Сам факт, что государство является Стороной Конвенции, может использоваться для создания законодательной и управленческой основы для обеспечения долгосрочной продуктивности и эффективных природоохранных функций всех его водно-болотных угодий.

Другие статьи: